с чего начать? с чего начать?  

участники
архитектура  0
видеосъемка  3
гравер  4
графика  5
дизайн  0
живопись  75
золотное шитье  4
изделия из металла  0
изделия из стекла  8
издательство  0
иллюстраторы  7
иконопись  323
интернет-магазины  4
искусствоведение  0
керамика  4
миниатюра  12
мозаика  15
организация выставок  17
народный промысел  15
резьба  0
роспись храма  74
скульптура  0
фотография  25
хоровое искусство  3
шитье  0
эмаль  11
ювелиры  17
выставки

В. Фокеев "Собирались города русские"

"Собирались города русские"

Художник-иконописец  Валентин  Фокеев 

 

Валентин Павлович Фокеев родился в крестьянской семье 28 июня 1940 года в деревне Симонцево, Вязниковского района Владимирской области. Ему не было и года, когда его отец ушел на фронт. Так получилось, что детство и отрочество будущий художник прожил в семье деда Степана Ивановича, величайшего труженика и удивительного мастера. С малых лет мальчика окружали вещи, сделанные руками деда. Игрушки – деревянные расписные кони, кузнецы, пильщики, не было предметов необходимых в быту крестьянина, которые не сделал бы дед. Необходимые вещи в хозяйстве хомуты, кадки, бадейки, ведра, обручи колес, гнутые дуги, грабли, сани и санки, розвальни и тарантасы, резные наличники и карнизы, рубанки, балалайки. И это не просто было сделано, а расписано, разукрашено. Если двор, то с резным фонарем, если лапти, то нарядные, если гармонь, то именная с перламутром, если сундук для одежды, то кованый и расписной.


Все что делал Степан Иванович для себя или для других было сделано с любовью, с добрым сердцем, основательно и красиво. Жизнь в доме деда, вся эта среда сформировала у мальчика эстетическое отношение к окружающему миру, желание создавать прекрасное, определила его будущее и профессию.
Первая учительница Людмила Васильевна Успенская помогла развить творческие способности детей, учила рисованию, заложила желание учиться и осталась близким человеком для своих учеников на всю жизнь. Позже, когда, закончив семилетку, мальчики отправились во Мстеру, то в Вязниках остановились переночевать у своей первой учительницы. Путь окольный во Мстёру был не близкий. По прямой дороге всего-то 28 километров, а по реке на знаменитом пароходе «Робеспьер» плыли пять часов. Пароход был добротный, старинный с латунными перилами, а колеса с огромными лопастями. Все это откладывалось в памяти яркими образами родного края.
Несмотря на большой конкурс, четыре человека на место, Валентин поступил в училище и с удовольствием занимался. Преподавали рисунок, живопись, русский язык, арифметику. Кроме обучения миниатюрному письму, изучали иконопись, писали фрагменты с икон. Он учился у Овчинниковой Антонины Михайловны, доброго и тонкого художника, кроме нее у Дмитриева и Зониной. Постоянно ходил на фабрику. В то время основное внимание уделялось копиям с работ художников из Третьяковской галереи. Дмитрий Кузьмич Балакин, поэт, образованный и талантливый художник, старался поломать эту систему, стремился создать условия для самостоятельных творческих работ. Рядом с этим мастером Валентин проработал два года. Затем Балакин вынужден был уехать из Мстеры, жил в Москве, где оформлял театральные спектакли, ВДНХ. В 1959 году Валентин закончил училище, написав дипломную работу «На полевом стане». В том же году поступил в Артель пролетарского искусства, где была организована молодежная бригада. На фабрике, имея возможность работать с такими художниками как Шилов, Иван А.Фомичев, Корсаков, получил творческий задел на всю жизнь. С самого начала в основном писал работы на песенные темы: «Ходят двое над рекою», «На Волге широкой», «За дальнею околицей», «На Волге широкой», «Ты только одна виновата», «Золушка», «Весна». Валентин обращается нередко к некрасовским произведениям: «Кому на Руси жить хорошо», «Мужичок с ноготок», « У дядюшки Якова». С самого начала его работы отличают свежеть и самостоятельность в раскрытие темы и создания образа. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Валентин пишет расковано, создавая живые народные типажи, в ней чувствуется много молодого задора и озорства, счастливое состояние самого автора. Эти семь некрасовских мужиков ищут правду весело, не заморачиваясь тяжкой народной долей.
Работая в Артели, Валентин продолжал учебу в вечерней школе, которую закончил с серебряной медалью в 1962 году и поступил в Московский технологический институт на факультет художественной технологии, в группу миниатюрной живописи, где учился вместе с художницей из Федоскино Строгоновой Л.А. Закончив в 1968 году институт с красным дипломом, Валентин Павлович вернулся во Мстеру.
Шкатулка «Садко» 1997 года поражает эпическим размахом былинного эпоса. В центре многоклеймовой композиции, по типу житийных икон, изображена фигура Садко в белых одеждах и в красном плаще, вокруг каменные строения Новгорода Великого. Главный герой былин новгородского цикла, олицетворяющий купеческую удаль и хватку новгородских торговых людей, являет собой обобщающий образ свободолюбивого и богатого града.
Эпическая широта тем и образов характерна для творчества В.А.Фокеева - «Декабристы», «Собирались города русские», «Град непокоренный»,«По плану ГОЭРЛО» отражает разные эпохи, создавая глубокие собирательные образы-символы. Фокееву удается через колористическое решение миниатюр передать атмосферу времени, эмоции и чувства современного человека, созвучные героям своих произведений. Несмотря на широту замысла и повествования, фокеевская манера предельно лаконична в трактовке образа и основной идеи.
Можно позавидовать неиссякаемой творческой энергии, активному участию художника во многих проектах. Нет ни одной выставки местного, районного, государственного и международного масштаба, на которой бы не участвовал художник. В последние два десятилетия он непременный участник, если не сказать главный, выставок православной церкви, таких значительных как международная выставках - «Свет Миру». Не оставляя миниатюру, Валентин Павлович большую часть времени посвящает иконам.
Валентин Павлович охотно делится своим опытом, его бескорыстное участие во многих мастер-классах помогает молодым художникам приобщаться традициям, а публике прикоснуться к пониманию искусства лаковой миниатюрной живописи.
Вобрав лучшее из древнерусского опыта лицевых рукописей, он создал поистине уникальное произведение - «История государства Российского» на 15 листах. Подобно легендарным летописцам, Валентин Павлович создает в красках историю Отечества в форме увлекательного повествования. Она начинается с Древней Руси «Русь изначальная», «Призвание варягов», «Начало киевской Руси», «Крещение Руси», «Князья Владимирские», «Александр Невский. Золотая Орда», «Величие Москвы», «От Василия до Ивана», «Смутное время», «Первые Романовы», «Петр I Великий», «Дамский век», «Времена великих побед», «Закат монархии»/ и заканчивается ХХ веком: Революция, Великая Отечественная война, освоение целины, апофеоз науки и культуры, освоение космоса. Масштабность повествования, исполненного в стиле акафистов, завораживает и покоряет зрителя.
Книги на тему сказок пленяют широтой, глубиной образов, интересным новаторским композиционным решением, изяществом миниатюрного письма. В «Сказке об Иване Богатыре» кроме основных 25 миниатюр понизу идет изобразительная полоса подробной иллюстрации событий сказки, понятная даже не умеющему читать. Сочетание ярких миниатюр и монохромных изображений удачно сочетаются, обогащая структуру художественного образа разнообразием приемов. Эти книги выполнены в традиции житийных повествований.
Валентин Павлович создал серии миниатюр, посвященные старинным русским крепостям, монастырям, старинным градам. Каждая такая миниатюра образ-символ знаменитого архитектурного памятника, комплекса, отражающая их знаковую историческую суть.
Традиция древнерусской живописи органично присутствует во всех работах художника. Это и композиционное построение, и развитие пейзажного пространства, смелое и творческое использования цветных фонов.
Валентин Павлович свободно и легко пользуется символами. В миниатюре «По плану ГОЭЛРО. ДнепроГЭС»» тройка вздыбленных коней, сотворенных из голубых речных волн, останавливают течение реке. Эти кони олицетворяю мощь человеческой воли, трудовой энтузиазм, характерный для времени великих строек социализма. В этом образе ярко и убедительно проявилась романтика тех лет, вера в построении счастливого общества.
Миниатюра «Собирались города русские» написана на вытянутой продолговатой форме футляра. Художник развертывает широкую панораму Руси времен иноземного ига, когда со всех земель русского государства собирался народ на борьбу против захватчиков. Многие работы Фокеева в чем-то перекликаются с иконой «Церковь воинствующая», скорее на подсознании, не нарочито, а исподволь рождаются эти ассоциации и выстраивая по- своему композиции на исторические темы.
Фокеев - мастер красивых колористических построений. Белый цвет в его миниатюрах играет значительную смысловую роль, сочетание мягких оттенков красного, зеленого и синего вносит в его произведение мажорное звучание. Так, в вышеупомянутой миниатюре, несмотря на тему, посвященную драматическому периоду истории Руси, цвет передает радость единения всех русских сил, светлую веру в победу. Художник интересно мыслит цветом. Цвет участвует в раскрытие темы. Так в «Декабристах» красный цвет войск, окруживших восставших, царских чиновников и царский памятник в сочетании красного и черного, знаменует жестокое и тревожное, а белый цвет, как символ святости окружает группу смельчаков. Миниатюра полна бурного движения, в которое вовлечены отдельные группы народа, солдат, этот ритм протеста движется по кругу, вовлекая в него все новые и новые силы. Тяжелая и суровая конная фигура Николая I, хмуро взирая на зрителя, олицетворяет силы реакции, а художник воспевает «безумство храбрых».
Валентин Павлович Фокеев - изумительный колорист, используя в основном разные оттенки охры от рыже-красной до светло-желтой, синего, белого и зеленого, создает превосходные по красоте и гармонии цветовые композиции. Цветом он передает ритм, то энергичный, бурный, то певучий и плавный, созвучный содержанию миниатюры.
За свою долгую творческую жизнь художник создал многочисленные и значительные произведения, обогативших наследие русской лаковой миниатюры.
 Людмила Леонидовна Пирогова – заслуженный работник культуры РФ, заведующая отделом Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Коментарии:
объявления от:
участников
заказчиков